Я слово “гнев” специально беру в кавычки, так как у совсем малышей, возрастом год, два, три годика, такого чувства просто нет. Он может баловаться, может смотреть на то как причиняет боль кому-то, ломать, крушить, но это не гнев, это изучение мира, последовательности цепочки: действие – последствия.
Мне, как отцу, почему то эта простая вещь ясна. Может быть, потому что я терпеливый человек, но для многих не понятно, почему при хорошем отношении к ребёнку они в ответ получают шалости и пакости? Почему играя с ребёнком, например, в конструктор, все идёт нормально до определённого момента, пока ребёнок не начинает крушить созданное и его невозможно остановить? Почему играя в песочнице в определённой момент ребёнку хочется поесть песок или начать его бросать? Почему ребёнок может выкинуть любимую игрушку и растоптать ее?
На все эти вопросы и на массу подобных, ответ простой – любопытство! Помогите ребёнку в утолении любопытства.
Рассмотрим несколько примеров:
- Допустим, ребёнок решил перемазаться в песочнице. Не мешайте ему, наоборот, можете помочь, превращая это в игру, ведь все равно одежду стирать!
- Ребёнок решил что пора по улице или в магазине ходить на руках, ползком или лёжа на спине. Он только прильнул к полу, а вы ему: “Серёжа, а ну вставай! Пол же грязный!”. Подумайте сами, ребёнку интересна фактура, грязь и прочие прелести пола, земли. Он их изучает. Да и к тому же он уже лёг на пол, значит все микробы собрал, соответственно, запрещать ему это делать уже теряет смысл.
- Ребёнок учится строить из кубиков или Лего. Вы ему демонстрируете, стараетесь сделать красиво, интересно, а он берет и ногой пинает все это дело, да ещё и не останавливается, когда вы говорите: “О нет, уважай мое строение!”. Это не правильно. Дайте ему распинать творение по-всякому, пусть увидит как все летает вокруг, а потом скажите: “Теперь давай строить вместе!”. И вы увидите как через 1-2-5-10 раз он уже не будет рушить, так как это однообразно, а будет сам стараться строить, так как это интересно и разнообразно.
Все эти примеры поясняют: “Дайте ребёнку сотворить шалость”. Если вы не будете ругаться он потеряет интерес к этому процессу, так как он однообразный. С руганью, наказанием – это превращается в грубую игру с различным сюжетом развития пакостей. Не допускайте этого. И берегите свои нервы.